Диспуты об искусстве, истории и религии




Литература
Гамлет ~ январь 2003
Идиот ~ май 2003
Форсайты ~ лето 2003

История
Девятидневная королева ~ 1.12.2003

Религия
Саломея ~ 2.12.2003

Искусство
Пахлава и ее национальная принадлежность ~ ноябрь 2003
Элвис Пресли и борьба за равноправие негров ~ 2.12.2003


Назад
В  ~ сад
В  ~ ящик
Дж.Голсуорси (Galsworthy), (1867 г. - 1933 г.)
Нобелевская премия по литературе, 1932

Материал подготовила Никулина Оля



Английский прозаик, драматург и поэт Джон Голсуорси родился в городке Куме, графстве Суррей, в состоятельной буржуазной семье. Единственный сын Джона Голсуорси, богатого юриста, директора Лондонской компании, и Бланш (Бартлит) Голсуорси, он получил образование в Харроу и Оксфордском университете. Став в 1890 Дж.Голсуорси адвокатом, он так и не занялся юридической практикой, предпочитая жить в свое удовольствие, много читать и путешествовать. Во время кругосветного путешествия, которое будущий писатель предпринял для углубления знаний в морском праве, Дж.Голсуорси встретил Джозефа Конрада, с которым подружился на всю жизнь.
В возрасте 28 лет под влиянием Ады Голсуорси, жены его двоюродного брата Артура, с которой у Дж.Голсуорси начался роман, молодой человек решает стать писателем и в 1897 Дж.Голсуорси под псевдонимом Джон Синджон выпускает свою первую книгу - сборник рассказов "Четыре ветра" ("From the Four Winds"). Первый роман писателя "Джослин" ("Jocelyn") появился годом позже, второй - "Вилла Рубейн" ("Villa Rubein") - в 1900 Дж.Голсуорси, а следующий сборник рассказов, вышедший еще через год, уже содержит упоминание о семье Форсайтов, которую ему предстояло увековечить в книгах более позднего времени. Под влиянием Тургенева, Мопассана и Льва Толстого Дж.Голсуорси в течение трех лет писал и переписывал свою пятую книгу - "Остров фарисеев" ("The Island of Pharisees", 1904), первый роман, который Дж.Голсуорси выпустил под своим настоящим именем.
После смерти отца (1904) Дж.Голсуорси обрел материальную независимость, Ада переехала к нему, а когда через год закончился ее бракоразводный процесс, молодые люди поженились. Возможность жить вместе, не скрываясь, после девяти лет общественного порицания, резких нападок со стороны родных и друзей вдохновила Дж.Голсуорси на роман "Собственник" ("The Man of Property"), который был закончен в 1906 Дж.Голсуорси и в котором описан неудачный брак Ады на примере отношений Сомса и Ирен Форсайт. Это роман, принесший Дж.Голсуорси репутацию серьезного писателя, стал самым известным из его произведений. По словам Дадли Баркера, Дж.Голсуорси утверждал, что "на этих страницах он высек крупную буржуазию". "Собственник" явился первым томом трилогии "Саги о Форсайтах" ("The Forsyte Saga"). К Форсайтам Дж.Голсуорси не возвращался вплоть до конца первой мировой войны, однако за это время выпустил "Усадьбу" ("The Country House", 1907) - роман о мелкопоместном дворянстве, "Братство" ("The Fraternity", 1909) - об интеллигенции, и "Патриций" ("The Patrician", 1911) - об аристократии.
В результате постановки первой законченной пьесы Дж.Голсуорси "Серебряная шкатулка" ("The Silver Box", 1906) писатель получил признание и как драматурДж.Голсуорси Самыми удачными пьесами, написанными Дж.Голсуорси до первой мировой войны, кроме "Серебряной шкатулки", были "Борьба" ("Strife", 1909) и "Справедливость" ("Justice", 1910). Все три пьесы реалистические и разоблачают социальные злоупотребления; последняя же ("Справедливость") осуждает практику одиночного заключения, в связи с чем Уинстон Черчилль заявил, что эта пьеса оказала серьезное влияние на его программу тюремной реформы.
Дж.Голсуорси тратил не меньше половины своих доходов на благотворительность и активно выступал за социальные реформы, агитировал за пересмотр законов о цензуре, разводе, минимальной зарплате, женском избирательном праве. Даже смертельно больной, писатель распорядился, чтобы Нобелевская премия была передана ПЕН-клубу (поэты, эссеисты, новеллисты) - международной писательской организации, которую Дж.Голсуорси основал в октябре 1921 Дж.Голсуорси
В 1917 Дж.Голсуорси Дж.Голсуорси отказался от рыцарского звания, полагая, что писатели и реформаторы принимать титулы не должны. В начале следующего года писатель выпустил сборник из новелл, озаглавленный "Пять историй" ("Five Tales"); в одной из новелл - "Последнее лето Форсайта" ("The Indian Summer of a Forsyte") - Дж.Голсуорси вновь возвращается к семье Форсайтов. "В петле" ("In Chancery"), второй том "Саги о Форсайтах", появился в 1920 Дж.Голсуорси, а "Сдается внаем" ("To Let"), последняя часть трилогии, - в 1921 Дж.Голсуорси Однотомник "Саги о Форсайтах", вышедший в 1922 Дж.Голсуорси, имел колоссальный успех, благодаря которому Дж.Голсуорси стал ведущей фигурой в англо-американской литературе.
Неукоснительно соблюдая правило писать каждое утро, Дж.Голсуорси создал внушительный объем литературной продукции, куда входят 20 романов, 27 пьес, 3 сборника стихотворений, 173 новеллы, 5 сборников эссе, по меньшей мере 700 писем и множество очерков и заметок различного содержания.
Вторую трилогию о Форсайтах, озаглавленную "Современная комедия" ("A Modern Comedy"), писатель закончил в 1928 Дж.Голсуорси; "Современная комедия" была издана посмертно в одном томе в 1929 Дж.Голсуорси Последняя трилогия Дж.Голсуорси, посвященная семье Чаруэлл, была выпущена в 1933 Дж.Голсуорси женой писателя под заглавием "Конец главы" ("End of the Chapter").
В 1929 Дж.Голсуорси Дж.Голсуорси был награжден британским орденом "За заслуги", а в 1932 Дж.Голсуорси ему была присуждена Нобелевская премия по литературе "за высокое искусство повествования, вершиной которого является "Сага о Форсайтах"". "Автор проследил историю своего времени на протяжении трех поколений, - сказал представитель Шведской академии Андерс Эстерлинг, - и то, что писатель с таким успехом овладел чрезвычайно сложным как по объему, так и по глубине материалом, делает ему честь. "Сага о Форсайтах" - заметное явление в английской литературе". Эстерлинг поздравил Дж.Голсуорси с тем, что ему удалось разглядеть за судьбами отдельных персонажей "исторический фон", "трансформацию и распад викторианской эпохи вплоть до наших дней". Эстерлинг сравнил мастерство Дж.Голсуорси-новеллиста с тургеневским, особо отметив его иронию, "синоним жизнелюбия и человечности". Дж.Голсуорси был тяжело болен (опухоль мозга) и на церемонии награждения не присутствовал; меньше чем через два месяца после вручения ему Нобелевской премии писатель скончался.
После смерти Дж.Голсуорси его слава пошла на убыль. Самыми непримиримыми из его критиков были Д.Г.Лоуренс и Вирджиния Вулф. Обвиняя Дж.Голсуорси и его современников Арнольда Беннетта и Герберта Уэллса в пропаганде, Вулф писала: "Чтобы их романы закончились, герою нужно что-то сделать - вступить в какое-то общество или, что еще ужаснее, выписать чек". На страницах "Спектейтора" ("Spectator") в 1963 Дж.Голсуорси английский критик Бернард Бергонци заметил, что, "нарушив светские условности, Дж.Голсуорси стал писателем, но стоило ему утвердиться в этом качестве, как он тут же вновь стал жертвой предрассудков своего класса и воспитания... Дж.Голсуорси продолжал оставаться великолепным рассказчиком... Но как только он перестал быть сатириком, его творчество утратило свой эмоциональный стержень". Английский прозаик Энтони Бёрджесс в своей статье в "Нью-Йорк Тайме Мэгэзин" ("New York Times Magazine") (1969) также отмечал, что Дж.Голсуорси умел завоевывать читателя, однако писал рассудком, а не сердцем. "Он оказал влияние на таких гигантов, как Томас Манн, его читали во Франции и боготворили в России, - писал Бёрджесс, - однако у себя на родине, в Англии, он завоевывал сердца посредственностей. Интеллектуалы его отвергали". Для Бёрджесса Дж.Голсуорси остается одним из многих английских писателей своего поколения, который "меньше заботился о словах, чем о том, что за словами кроется". Хотя моральные ценности и литературное мастерство Дж.Голсуорси могут показаться старомодными в эпоху, когда доминирующими темами являются отчуждение и социальный нигилизм, он "останется в истории литературы последним крупным прозаиком викторианской эпохи", - утверждает американский критик Эрл Э. Стивенс.
При жизни Дж.Голсуорси удостоился почетных степеней Тринити-колледжа, Дублинского университета, а также почетных степеней Кембриджского, Оксфордского и Принстонского университетов, университетов Манчестера и Шеффилда.
© http://www.n-t.ru/nl/
Назад
В сад
В ящик