Литература
Гамлет ~ январь 2003
Идиот ~ май 2003
Форсайты ~ лето 2003
История
Девятидневная королева ~ 1.12.2003
Религия
Саломея ~ 2.12.2003
Искусство
Пахлава и ее национальная принадлежность ~ ноябрь 2003
Элвис Пресли и борьба за равноправие негров ~ 2.12.2003
Назад
В ~ сад
В ~ ящик
Элвис Пресли и борьба за равноправие негров
Материал подготовила Леушина Юлия
|
После Второй Мировой войны в США был принят ряд законов, частично уравнивающих права
негров, но по инерции белые американцы в своем большинстве продолжали
относиться к ним как к людям второго сорта, если не как к животным. Поэтому
и в первые послевоенные годы негритянская музыка была уделом черных.
| К началу 50-х годов ритм-энд-блюз был уже достаточно развит, но все еще
находился как бы в тени, будучи типичной субкультурой даже в рамках
обособленной негритянской культуры США.
В истории с ритм-энд-блюзом нас интересует жизнь негритянских гетто
больших городов. Их обитатели не только жили, но и развлекались обособленно
от белых. Для удовлетворения культурных потребностей цветного населения
стали образовываться негритянские звукозаписывающие студии и радиостанции,
производящие и пропагандирующие только негритянскую музыку и только для
негров. Пластинки такого рода получили название
рейс-рекордс или сепия-рекордс.
Популярные эстрадные негритянские вокалисты 40-50-х годов
были в разной степени связаны с джазом и с ритм-энд-блюзом, не являясь
чистыми представителями этих жанров, а будучи скорее интерпретаторами. В
свое время они сыграли определенную роль в сближении белой и черной
аудитории, раздвигая расовые перегородки в сфере популярной музыки. Из
многих имен здесь можно назвать Этель Уотерс и Лину Хорн, Билли Экстайна,
Сэмми Дэйвиса и Фэтса Домино.
|
Пианист и певец Нэт "Кинг" Коул - пожалуй,
наиболее яркая фигура в этом ряду. Он обладал прекрасным произношением,
лишенным признаков специфического негритянского акцента, в его репертуаре
были красивые лирические песни, принесшие ему всемирную известность
|
В 1956 году в своем родном штате Алабама артист был зверски избит группой белых
американцев, не желавших иметь черных кумиров.
В таких условиях ритм-энд-блюз до начала 50-х годов оставался наиболее
изолированным от белой аудитории видом негритянской музыки. Но его
актуальность и популярность выросли до такой степени, что узкие рамки гетто
уже не могли сдерживать само явление. Понадобилось новое слово, которое
позволило бы белым считать эту музыку своей. Этим словом стал -
"рок-н-ролл".
Чтобы полнее осознать причины взрыва рок-н-ролла и характер дальнейшего
развития рок-культуры, необходимо более внимательно рассмотреть особенности
жизни американских тинэйджеров 50-х годов. Единство молодых людей
упомянутого возраста обнаружило себя как новое социальное явление в
послевоенные годы и было связано с изменением образа жизни и статуса
молодежи в США. Еще во время войны определенная часть американских юношей и
девушек, заменивших в семье и на производстве ушедших воевать отцов,
приобрела самостоятельность и уважение взрослых. До войны в американских
семьях не могло быть и речи о каких-либо степенях свободы для подростков. В
конце 40-х годов американское общество, быстро переведя значительную часть
военного производства на мирные рельсы, достигло высокого уровня
благосостояния. Это отразилось на образе жизни молодежи США. Помимо чувства
самостоятельности у молодых людей появились собственные деньги, чего не было
в довоенное время. Старшие школьники из семей среднего класса спокойно стали
пользоваться автомобилями своих родителей, некоторые подростки имели и
собственные автомашины, не говоря уже о радиоприемниках, проигрывателях и
пластинках. Вечеринки (Party) были одной из главных форм развлечения.
Согласно данным, приводимым Эдом Уордом в книге по истории рок-н-ролла, лишь
на еду во время вечеринок в 1959 году американскими тинэйджерами было
потрачено 432 миллиона долларов, причем раскошеливались большей частью
девушки. А годовой сбыт только пластинок-сорокапяток был на сумму 75
миллионов долларов. Нередко тинэйджеров 40 - 50-х годов называют новым
классом или даже новой нацией, поскольку именно в этой среде тогда
наметились явные тенденции ломки как классовых, так и национальных барьеров.
Образовался как бы поперечный пласт в многослойном американском обществе.
Пионером белого рок-н-ролла по праву считается певец и гитарист Билл Хэйли.
Еще в детстве он мечтал достичь высот Джимми Роджерса в исполнении "блю йодль",
позднее, под влиянием Хэнка Уильямса и
особенно Луиса Джордена, Хэйли стал склоняться к мысли о соединении кантри и
ритм-энд-блюза, затем одним из первых начал исполнять негритянские
"хиты", наконец, в 1951 году записал первый рок-н-ролл -
песню Джеки Бренстона "Rocket 88". Почувствовав успех этой записи у белой
аудитории, Хэйли переориентируется на исполнении песен в стиле
ритм-энд-блюза, все дальше отходя от кантри-буги.
Билл Хэйли признается первой звездой
рок-н-ролла. Группа "Comets" вводит в традицию этого стиля клоунаду- манеру
игры на инструментах, лежа на полу, стоя на колене и даже на голове. Но
настоящий успех пришел к Биллу Хэйли в 1955 году с выходом кинофильма
"Blackboard Jungle", посвященного проблемам школьного воспитания и
отчуждения молодежи. Как знак новой молодежной культуры в этом фильме
звучала песня "Rock Around the Clock", ставшая впоследствии гимном
рок-н-ролла. Однако, популярность Билла Хэйли в США не была всеобъемлющей и
продолжительной. Очевидно, солидный возраст участников группы, простоватая
внешность и неистребимая кантри-сущность самого Хэйли стали причиной того,
что вскоре его успех начал спадать. В 1957 году Хэйли собирает второй урожай
своей славы, но на этот раз в Англии, где он был встречен как живой кумир,
как первый экспортер американского рок-н-ролла в Европу.
| Затмил популярность Билла Хэйли молодой водитель грузовика из Мемфиса,
талантливый самоучка Элвис Пресли. В 1953 году он пришел в студию фирмы
"Sun", чтобы записать песню в подарок своей матери ко дню ее рождения. На
него обратил внимание хозяин фирмы Сэм Филлипс и пригласил сделать профессиональную запись.
|
Первой песней Элвиса Пресли, выпущенной в 1954 году
на сингле фирмой "Sun", был популярный в 40-е годы мемфисский блюз "That's
All Right, Mama", а обратной стороной пластинки - песня "Blue Moon of
Kentucky" Билла Монро, представителя стиля "блюграсс". Очевидно, по причине
этого соседства, Пресли на некоторое время обрел образ парня в стиле
"Hillbilly", и его первые гастроли по Югу США проходили под
этой маркой. Лишь позже Элвис был причислен к рок-н-роллу.
Сейчас это
воспринимается как курьез, но на американском телевидении было официально
запрещено показывать Элвиса Пресли ниже пояса. В то же время в жизни он был
вполне добропорядочным семьянином, очень любившим и уважавшим своих
родителей. Выходец из религиозной семьи, Элвис был добрым, непосредственным
и даже стыдливым человеком.
...
В 1964 г. принят закон о запрещении дискриминации при найме на работу и в общественных местах.
В 1965 г. - закон о защите избирательных прав негров,
в 1968 г. - закон о запрете расовой дискриминации при продаже и сдаче в аренду жилищ.
Далее, в начале 70-х по Америке прокатилась волна массовых беспорядков, спровоцированных движением
по защите гражданских прав негритянского населения
материал с © http://allrock.newmail.ru/html/artical/rock1.htm
© http://owc.dem.ru/usa.html
фото с © http://krasava.narod.ru/photo_list.htm
Сайт управляется системой uCoz
| |